Редизайн Google: как Ларри Пейдж спроектировал изящную революцию

Что-то странное и замечательное стало происходить в Google сразу после того, как Ларри Пейдж получил полный контроль над компанией в качестве генерального директора в 2011 году: они начали создавать красивые приложения.

Хороший дизайн — это не то, что традиционно ждали от Google. Печально, но компания использовала A/B-тестирование для крошечных, постепенных изменений. Например, выбирала цвет ссылок из 41 оттенка синего, вместо того, чтобы просто довериться своим дизайнерам. «Философия дизайна, которая живет или умирает строго от меча данных», стояла во главе первого визуального редактора Дугласа Боумана, который покинул Google в 2009 году.

В последнее время, однако, невозможно проигнорировать серию тщательно разработанных приложений. Особенно это касается приложения для iOS, платформы, не принадлежащей Google. Google+, YouTube, Gmail, Карты — все они последовательны и изящны в своем дизайне. Они находятся в резком контрасте как с тем, что Google делала ранее для iOS, так и с тем, что делает сама Apple.

Мы пытались найти в Google лицо, ответственное за новое направление в дизайне, но получили странный ответ — такого человека в компании не существует. Вместо этого, есть небольшие команды дизайнеров, работающие над каждым продуктом и находящие свой путь к последовательному и дальновидному языку дизайна, благодаря удивительному процессу.

Они разговаривают друг с другом.

google redesign

Старт проекта Кеннеди

googleredesign

Когда Пейдж вступил в должность, его первая директива была ясна. «Ларри сказал: Привет всем. Мы собираемся обновить все наши продукты», вспоминает Джон Уилей, ведущий дизайнер Google Поиск. У Уилей и его команды было два месяца, чтобы оформить по-новому Google и начать думать о том, как должен восприниматься Google в целом. «У нас было поручение, чтобы все это хорошо выглядело», говорит Джон.

Это был не первый раз, когда дизайнеры Google пытались объединить дизайн всех продуктов в нечто целостное, но эта попытка была самой успешной из всех на сегодняшний день. «Исторически так сложилось, что в Google были «карманные» дизайнеры, которые говорили: «Давайте приведем все продукты Google к единому, прекрасному, удивительному дизайну». Но из-за того, как устроен Google — ради скорости — это было тяжело для любой команды в масштабе Google» — говорит Уилей. Это не значит, что у Google раньше не было дизайнеров, просто они не двигались в одном направлении и у них не было достаточно полномочий для этого.

«Когда я пришел в Google пять лет назад, такого понятия как «единый язык дизайна» для платформы не существовало», — рассказывает Андрей Дороничев, старший менеджер по  продуктам YouTube Mobile. — «Мы всегда хотели создавать красивые приложения, но наши приоритеты были другими». «Вся конструкция инициатив в Google «требует видения генерального директора», чтобы объединить усилия всей компании», говорит Уилей. Новое направление дизайна компании носит кодовое название Кеннеди — оно относится к стратегии «Наша цель — Луна» (первая и вторая части) для создания новых продуктов.

Старшие дизайнеры Google собрались, чтобы решить, как несколько принципов проектирования объединить равномерно и со вкусом одновременно в десятки продуктов, используемых более чем миллиардом человек по всему миру. Был так же некоторый помощник извне — Google Creative Lab. В нее входят топ-дизайнеры из Нью-Йоркского офиса компании, известные в основном созданием уникальных и эмоционально убедительных маркетинговых проектов, например таких, как реклама из серии Super Bowl или инновационная Arcade Fire. Пейдж обратился в Creative Lab для работы с остальными дизайнерами компании Google по созданию ее нового видения. В отличии от Apple, Google готов работать с внешними командами дизайнеров, и это сыграло свою роль в создании проекта Кеннеди. «Что может помочь Google выглядеть более сплоченной?», спросил их Ларри.

googleredesign_912_2

Видение оказалось в том, чтобы сосредоточиться на утонченности, белых цветах, чистоте, полезности, эластичности и, прежде всего, простоте. «В Google мы хотим двигаться быстро, так что многие из продуктов выросли сами по себе, как на дрожжах», говорит Уилей. До Кеннеди, они не соблюдали единый стандарт дизайна. «У нас было много простых и полезных продуктов. Теперь же мы обратили внимание на то, чтобы сделать эти продукты более красивыми и более последовательными, чтобы они воспринимались как набор продуктов».

Создание визуального дизайна является первым шагом, но дизайнерам продуктов пришлось править и их реализацию. «Мы сели, заперлись в комнате и стали дорабатывать конструкцию приложений настолько быстро, насколько только могли», вспоминает Уилей, «мы создавали перекрестные ссылки внешней и внутренней частей продуктов, чтобы обеспечить удобную работу и дизайнеров, и инженеров».

В конце июня 2011 года, спустя мене трех месяцев после того, как Пейдж занял пост генерального директора, ему представили свежие версии Поиска, GMail, Карт и Календаря. Спустя всего год — полтора, Google сработал быстро, запустив Google Now, так же основанный на идеалах Кеннеди. А так же было запущено множество потрясающих новых приложений для iOS — Google+, YouTube Capture, Chrome и Карты, которые так же несли в себе оригинальное видение, хотя и с некоторыми различиями от  других групп продуктов. То, что когда-то было похоже на Броуновское движение, как это описывает Уилей, теперь проходит через единые идеалы дизайна. Хотя и не все продукты похожи как две капли воды, все они движутся в одном направлении.

Матиас Дуарте, старший директор по дизайну Android, выразил это так: «Google переживает сейчас революцию в дизайне».

googleredesign_1020

Комитет по дизайну

Каждый дизайнер, с которым мы говорили в Google, повторяет вариации на одну и ту же тему. «У нас нет конкретного великого лидера дизайна Google«, говорит Уилей. Дороничев повторяет эти слова: «У нас нет единого дизайнера-вдохновителя». У Google может не быть Джонни Айва, но, тем не менее, они обладают последовательным процессом видения дизайна многочисленных групп и платформ своих продуктов.

Дороничев говорит, что «это все командные итерации и обмен информацией. Мы убеждаемся, что мы в конечном итоге в нужном месте, когда наш язык дизайна максимально схож, хорошо вписывается в каждую платформу, но в то же время продолжает оставаться Google».

Это происходит не только из естественного регулярного сотрудничества всего офиса. Чтобы помочь этому произойти, в Нью-Йорке есть небольшая команда дизайнеров, которая называется Google UXA. Это относительно скрытая группа, ее след в сети ограничивается только нескольким вакансиями, но ее присутствие в Google нельзя переоценить. Команда UXA произошла из проекта Кеннеди и работает над «проектированием и разработкой истинных рамок пользовательского интерфейса, который преобразует приложения Google в красивую, зрелую, доступную и единую платформу для своих пользователей» и фокусируется на сохранении этого видения через все продукты Google.

googleredesign_300

UXA работает со всеми ведущими дизайнерами над наиболее важными продуктами Google на регулярной основе. Но его небольшой размер и еще меньшая публичность делает его уникальным, способным на самом деле помочь команде основных дизайнеров лучше работать с остальной частью Google, где сотрудничество между командами носит характер игры. Google публично не говорит о UXA и никогда не произносит его названия, в том числе и в нашем интервью с дизайнерами. Креативный директор Крис Уиггинс, объявивший о первом редизайне команды Кеннеди, упоминает о планах «ряда конструктивных усовершенствований во всех наших продуктах», но и после таких тонких намеков команда остается скрытой.

По сути, вы можете думать о UXA как о структуре, которая была собрана для короткого, всего на три месяца, проекта Кеннеди, но превратилась в часть Google. И, как любая истинная часть Google, его работа превращается в реальный продукт из любопытной смеси неформальности и трудовой этики. Говоря в целом о том, как происходят встречи дизайнеров в Google, Уилей объясняет: «Мы собираемся вместе, обедаем и бесконечно говорим».

Даррен Делайе, ведущий дизайнер Google Maps для мобильных устройств, рассказал нам, что дизайнеры различных приложений для iOS, это «случайные команды, но собранные на регулярной основе, чтобы всегда была возможность связаться друг с другом и обсудить то, что мы уже когда-то делали». Это не означает, что на встречах дизайнеров утверждается окончательный вид и поведение программы, но это, кажется, позволяет найти будущие ориентиры. «Дизайнеры используют единый кросс-продукт, как например проект Кеннеди, и создают видение того, что необходимо пользователю от конкретного продукта», объясняет Уилей.

Цель состоит в том, чтобы «уравновесить опыт всех продуктов Google с необходимостью действовать быстро и предоставить максимальное количество решений для наших пользователей», и благодаря этой цели, каждая продукт-команда действует независимо, создавая свои приложения. Вы можете увидеть небольшие различия между конкретными реализациями, но, поскольку Google институционализирует этот новый подход, каждое приложение — наконец-то — выглядит принадлежащим к одному и тому же семейству.

googleredesign_912_1

Будущее Google, Now

Вы можете увидеть еще один пример процесса разработки Google в развитии компании, теперь на Android. Невероятно амбициозный новый продукт Google Now «начался как двадцать процентов проекта», сказал нам Хьюго Барра, директор по управлению продуктами Android, «но он стал чем-то намного большим».

«Google Now является отличным примером во многих отношениях, когда мы говорим о дизайне и повышении культуры дизайна, а так же об общем дизайн-пути Google», говорит Дуарте. Команде Google Now необходимо собрать воедино множество различных функций Google и объединить их в интерфейсе, который будет «представлять из себя что-то такое, как будто это естественное продолжение Android». Чтобы сделать это, команда Android последовала тому же процессу, что и веб-команда сделала с Кеннеди: они сотрудничали со всей компанией.

googleredesign_405_1

Мы очень тесно работали с командой поиска Джона Уилей, потому что они действительно построили большую частью того, чем был Google Now — базой знаний. Мы тесно сотрудничали с командой Android в Лондоне, которая работала над речевыми вещами. И у нас была команда Android здесь, в Mountain View, у которой было понимание определения местоположения. Мы собрались в этой огромной комнате и просто месили пюре, пытаясь создать простейший продукт для работы.

googleredesign_MatiasDuarte_2

Дуарте подчеркнул важность типографики в «получении информации и ответов» Google Now. «Использование большого белого пространства, не слишком искусственного, поверхностно разделенного. Мы очень рассчитывали на смелую типографику, пустое пространство и большие изображения, чтобы сделать акцент, показать характер и иерархию карточек, которые мы даем вам». Это был новый взгляд на Google, который вскоре распространился на всю мобильную продукцию.

Центральная метафора дизайна, на которой Дуарте и его команда в конце концов остановились, была та, которую он использовал ранее в WebOS — карточки. Карточки Google теперь также отображаются в поиске Google, когда отображается результат «Сети Знаний». В обоих случаях эти карточки представляют вам информацию от Google непосредственно, а не через список синих ссылок. Карточки, как цифровой эквивалент традиционной архитектурной концепции сочетания формы и функции, выглядят неотделимо от того, где они находятся. «Эти объекты…», — говорит Дуарте. — «…не ощущаются как реальные, но они ощущаются вполне виртуальными. Они не пытаются быть поддельными, это не … искусственная кожа, искусственный лес, поддельный шлифованный алюминий».

googleredesign_405_3

Думайте о пересечении информации и программного интерфейса, как о материальных цифровых объектах довольно высокого качества. Реальный опыт использования Google Now не совсем идеальный — карты часто отображают не совсем то, что вы надеялись увидеть, и все еще далеки от «шокирующих, провокационных направлений», о которых говорил Пейдж. Сам по себе продукт не может дорасти до амбиций его авторов, но, тем не менее, Now быстро зарекомендовал себя как наиболее перспективное мобильное приложение такого рода от Google.

Будет ли дизайн Google Now в конечном итоге привнесен в сам Android? Это вполне возможно. Дуарте говорит, что Android еще не там, где он хочет быть: «Лично я чувствую, что он прошел лишь около трети пути от того, где хочет быть по отношению к последовательности, отзывчивости и красоты». Дуарте говорит, что Holo, проект руководящих принципов Android, более чем достаточно гибок, чтобы справиться с дизайном вроде Google Now. Holo находится на «острие бритвы, не вынуждая всех выглядеть одинаково, чувствовать себя такими же«, это одновременно объясняет, почему в дизайне Android несколько меньше последовательности и почему это может легко измениться в ближайшее время. Но пока мы ждем чтобы увидеть, как Android изменит свой внешний вид с Google Now, приложения Google для iOS уже делают это.

googleredesign_912_4

Дизайн, распределение

Карточки Google Now, вместе с оригинальным видением, изложенным в Кеннеди, задают тон почти всем изменениям продуктов, что мы видели в 2012 году — современные фреймы для содержания, отсутствие тяжелых теней в пользу чистых линий, ярких спектров цветов и очень четких шрифтов, таких как Helvetica Neue (iOS) и Roboto (Android). Карточки наиболее заметны в Google Now, но они вдохновили изменение интерфейса во всем, от Сети знаний, до результатов поиска профилей Google+ в Google Maps на iOS.

«Как мы можем использовать то хорошее, что есть в дизайне Google, и выразить это во многих местах?», спрашивает Уилей. В результате этого эффекта изменился интерфейс Gmail, «который не показывает вам то, что не нужно» и фокусируется на простоте. Можно заметить, что массив таких кнопок, как Архивация, В спам! и Удалить, теперь появляются только после выбора одного или нескольких электронных сообщений — это выбор дизайнера, что логично, но и визуально очищает Gmail. Вы также можете заметить красные «Написать» и синие «Поделиться» кнопки во многих веб-продуктах Google, или профили с фотографией, которые появились в Google+ и сейчас находятся рядом с каждым членом электронной цепочки в Gmail.

JasonCornwell

Google, как предполагается, изначально «родилась в цифровой среде» и находится в контрасте от «тенденции создавать вещи представителями физических объектов», говорит Уилей. Это где-то между скевоморфизмом от Apple и дизайном «Метро» Microsoft. Новый Google имеет глубину, но не блестящую или броскую, а так же имеет тонкий подход к дизайну, переносящий акцент на содержание: результаты поиска, электронную почту и сообщения Google+.

Самой большой проблемой стала разработка интерфейса, который мог бы работать на всех платформах — Windows, Mac, Android и iOS, в первую очередь — и в то же время ощущался родным для каждой из них. «Ваш почтовый ящик представляет собой список дел, которые другие сделали для вас, и он хаотичен, по сути своей», говорит ведущий дизайнер Gmail Джейсон Корнуэлл. Целью является не «сделать Gmail, выглядящим идентично в веб, Android и iOS», — замечает Корнуэлл, — «но с элементами, которые определяют эти платформы, их сочетание с общим концептуальным направлением Gmail».

Gmail 1.0 для iOS была случайной и уродливой «веб-мордой», изобилующей ошибками, но с течением времени она регулярно обновлялась до той точки, когда превратилась в Gmail 2.0 — стройное и (сравнительно) быстрое приложение. «Мы не торопились с Gmail 2.0 для iOS и действительно корпели над деталями», говорит Корнуэлл. Такое же отношение разделяют и другие, с кем мы общались. В целом, на решение о том, как Google Apps должны выглядеть на iOS, просто потребовалось некоторое время. «Для мобильных приложений потребовалось несколько итераций и правок, прежде чем мы действительно нашли наше видение», говорит он. «То, что вы видите, является результатом многих движений взад и вперед между различными группами, чтобы придумать, как заставить чувствовать себя весь дизайн очень последовательным во всей нашей программе». «Как мы можем применить эстетический дизайн Google для iOS таким образом, чтобы он чувствовался родным?», — спрашивает Корнуэлл. «Вертушка» — анимация о том, что приложение загружает новый контент — была вдохновлена непосредственно из Google+, отображающая там обновление анимации.

Она не совсем идентична тому, что используется в Google+, однако, это хороший небольшой пример того, как работает совместный процесс разработки Google: дизайнер в команде Google+ iOS приходит с прекрасной идеей и она распространяется, как лесной пожар, на других дизайнеров, и, таким образом, на другие приложения. Google Maps является самой последней итерацией нового направления дизайна Google для iOS, и его уникальность в том, что команда Карт имела возможность начать с нуля. «Это был великий дар во многих отношениях», говорит Даррен Делайе, ведущий дизайнер Google Maps для мобильных устройств. «Мы могли экспериментировать и выйти с чем-то совершенно новым.»

В результате, Google Maps для iOS представляет собой приложение, которое включает в себя множество компонентов Кеннеди, Google Now и Google.com. Делайе рассказывает: «Мы используем карточки, белое на белом фоне и мягкие тени, чтобы отделить различные элементы пользовательского интерфейса». Многие согласятся, что карты для iOS выглядит лучше, чем карты для Android, но Делайе говорит, что эти программы являются двумя сторонами одной медали, размышлениями Google над подходом в различные моменты времени. Он определяет успех Карт не в том, как они выглядят, а в том, как быстро вы сможете убрать свой телефон обратно в карман. «Сколько необходимо шагов? Насколько много вы должны думать, делая каждый шаг? Как долго вам придется ждать?». Делайе добавил окно ETA к Картам для iPhone, которое появляется в тот момент, когда вы просите уточнить направление движения.

Будучи запущенными совсем недавно, Карты являются наиболее полным воплощением взглядов Пейджа: простые, полезные и эстетически приятные. Они воплощают в себе новые тенденции Google: сотрудничество на разных платформах, командами и приложениями. В каждом новом запущенном приложении легко увидеть полученные знания о дизайне и визуальные подсказки о том, что мы получим в будущем. «Каждый сотрудник строит свою работу на самых свежих решениях Google», говорит Делайе. Уилей объясняет, что процесс, на самом деле, довольно прост Основные команды разработчиков охватывают лучшие идеи, когда это имеет смысл: «когда запускается новый продукт или интересные компоненты, которые подходят для более широкого применения, мы работаем, чтобы встроить их в общий дизайн Google». Он называет это «особенностью нашей открытой культуры» и это, своего рода, серийный дизайн, который до сих пор, кажется, работает.

Когда мы беседовали, все повторяли как мантру «один простой, красивый, полезный Google» — хотя порядок этих трех слов иногда менялся. Уилей говорит: «различные команды создают приложения (которые стоят в одном ряду и известны как узнаваемые «гугловские» программы), просто разговаривая друг с другом, а не следуя строгим правилам дизайна».

googleredesign_912_7

Реструктуризация наследия

Еще несколько лет назад в приложениях Google было мало идентичности. Все они были созданы в Google, но лишь немногим связывала их вместе буква g. В то время, как Ларри Пейдж работал президент компании Google по продуктам в течение десяти лет, может быть, он понял, что компания нуждается в диктаторстве дизайна. Не отметил, что кнопка должна быть смещена на четыре пикселя вправо, а, наконец, действительно сделал дизайн истинным приоритетом в компании. Ее дети росли все вместе, но они не были похожи на членов одной семьи. «Мы постепенно начинаем строить реальную культуру дизайна во всем Google», — замечает Дуарте, — «команды являются независимыми, но появляется все больше общения, духа товарищества и сотрудничества». Без полной организационной реструктуризации Пейджу, который сосредоточен вокруг семи ключевых продуктовых подразделений компании, никогда не удастся исполнить некоторые из амбиций и яркие дизайнерские концепции Google. Без решения о создании основной команды дизайнеров, которые будут работать вместе через продуктовые команды, невозможно сохранить видение последовательным, все равно все вернется к некогерентному беспорядку — и это является тем случаем для Google, который ощущается в опасной близости.

В противоположность времён Эрика Шмидта, который выступал в качестве генерального директора Google, где управлением между изобретением продукта и дизайном являлась некая стандартная процедура, Пейдж является более открытым к тому, чтобы позволить людям создавать дизайнерские решения, а не алгоритмы. «В какой-то момент проектирование и организация продуктов являлось просто сосредоточением на решении проблем больших данных», — рассказал Дороничев. — «Но время шло, организация стала более зрелой и мы начали сосредотачивать внимание на мелочах». И до сих пор это окупалось. Google прошел фантастический путь за полтора года, сделав редизайн основных веб- и мобильных продуктов, которые являются более чем конкурентоспособными в интернете, на Android и iOS.

Этот процесс является типичным для Google и произошел по типичному пути Google. Ларри Пейдж установил, что будет новое направление дизайна, чтобы продолжить использование продуктов пользователями, но сам он занялся только микроуправлением, позволив своим сотрудникам делать остальное — руководствоваться полномочиями основной команды дизайнеров. Они организовали себя в типичную структуру Google: кросс-дисциплинированная, неофициальная, но с доведением до достижения цели.

Тогда как эпоха Эрика Шмидта была, пожалуй, известна своим «не будь злым», эпоха Пейджа в скором времени может быть определена как «не быть уродливым».

Поделиться
Плюсануть
Класснуть