[lightgrey_box]
Кара Свишер — американская журналистка, работающая в The Wall Street Journal и пишущая о современных технологиях. Является автором огромного числа публикаций в интернете. Основательница All Things D, часто выступает как со-исполнительный редактор с Уолтом Моссбергом.[/lightgrey_box]
«Прежде всего, давайте начнем с названия», — сказал Хьюго Барра мне в своем первом большом интервью после того, как он был объявлен главой Xiaomi по глобальному продвижению чуть более двух недель назад. «Про себя произнесите фразу «show me», а затем произнесите вслух первое слово так, будто говорите «shower»». (Речь идет о правильном произношении Xiaomi- прим. переводчика).
Последний день Барра в Google в качестве главы по управлению продуктами Android был в сентябре, но он уже с большим энтузиазмом пытается рассказать всему миру о производителе телефонов, который был назван «китайским Apple». И он надеется, что у этого производителя есть большой задел на будущее, сравнимый с Google или Amazon.
В настоящее время работа Барра заключается в том, чтобы помочь компании в этом. Вооруженный кучей телефонов Xiaomi, он готов продемонстрировать что угодно в любой момент времени.
Его уход был значимым моментом для обоих техногигантов: и Барра, который работал в Google с 2008 года, и Xiaomi. Барра является первым крупным некитайским приобретением компании, поскольку она хочет выйти за пределы своего текущего круга и стать всемирно признанным игроком.
Найм Барра — который стал одним из наиболее публичных лиц в Android — стал самым громким шагом компании на сегодняшний день. Его выбрала Google, чтобы показать новый Nexus 7, и он является одним из ключевых лиц — как и бывший глава Android Энди Рубин и недавно назначенный глава Android Сундар Пичаи.
Теперь он готовится взять на себя расширение Xiaomi до глобального масштаба. Компании, которая сейчас делает только смартфоны на Android и только для китайского рынка, используя инновационную стратегию создания высокотехнологичных смартфонов при низкой их стоимости.
К сожалению для Барра, новость вышла в то же время, когда личные споры в Google стали достоянием общественности. Он недавно порвал свои отношения с одной из сотрудниц Google, на которую обратил внимание со-учредитель компании Сергей Брин, который, в свою очередь, разводится с женой.
Несмотря на то, что Барра отказался говорить об этой запутанной ситуации и неудачном времени ее появления, он дал более подробную информацию о его уходе из Google, который, он это особенно подчеркивает, был давно запланирован. Одни только переговоры с Xiaomi продолжались в течение более одного года.
На самом деле, все началось гораздо раньше, едва ли не с того момента, когда Барра пришел в Google после того, как более четырех лет проработал главой по мобильному голосовому поиску и обмену сообщений в Nuance Communications. Когда он был только нанят для работы над мобильными услугами Google, он находился под руководством Вика Гундотры. Барра тогда работал в своем офисе в Европе просто как часть всемирной команды.
«У нас была постоянная команда, но каждый квартал у нас проводился мобильный саммит с руководством, на котором мы озвучивали свои проекты, получали отзывы и обговаривали стратегию», — рассказывает Барра. — «Так совпало, что на второй день работы в Google я летел на самолете в Пекин, где у нас должен был состояться такой саммит».
Именно там он встретил будущего президента Xiaomi Бина Лина, который был инженером мобильных устройств Google в Китае. Это было начало рабочих отношений, которые продлились несколько лет.
В конце 2010 года Барра перешел в команду Android в Маунтин-Вью в Google под руководство Рубина. К тому времени Лин покинул Google и создал Xiaomi с некоторыми ключевыми инженерами и менеджерами по продуктам Google.
«Так как я был членом команды Android, у меня был большой интерес в том, чем они занимаются», — говорит Барра. — «И то, что они делали, было феноменально».
Этот апстарт был сфокусирован на создании еще одного нового видения Android, каких было довольно много. Однако, Барра указывает на то, что «хотя это был еще один форк, это был полностью совместимый форк».
Заинтригованный уровнем качества и инноваций, Барра рассказывает: «Я всегда посещал их в Пекине. А потом они начали делать телефоны и стали давать их мне, чтобы я показал их в Google».
Еще более интересное произошло тогда, когда глава дизайна Android Матиас Дуарте рассказал Барра, что, по его мнению, Xiaomi создала один из самых лучших вариантов платформы Android.
«Это был особенно важный момент тогда для меня», — вспоминает Барра. — «Мнение Матиаса действительно имело большой вес и это был громкий сигнал для меня, что они делают что-то правильное и заслужили значительный вотум доверия».
Еще одним ключом стал близкий друг и известный в Китае инвестор Робин Чен. Он был одним из первых инвесторов Xiaomi и человеком, который помог начать переговоры между компанией и Барра, чтобы пригласить последнего на работу.
Переговоры начались летом 2012 года, в то время, когда Xiaomi занималась выпуском втрого своего телефона Mi2s.
«Сначала они задавали вопросы вроде таких: «Как вы думаете, должны ли мы идти на расширение компании до международного уровня?». А позднее это превратилось в «Может быть вы сможете прийти и помочь нам?»», — вспоминает Хьюго Барра.
Наиболее привлекательным для Барра было то, что Лин хотел вести глобальную экспансию Xiaomi с персональным авторским продуктом. «Я не бизнесмен, но он хотел, чтобы кто-то с глубоким пользовательским пониманием начинал работу над этим», — сказал Барра.
Неофициальные переговоры продолжались в течение шести месяцев и были в самом разгаре еще до начала этого года. Несмотря на то, что Барра, по собственным словам, был счастлив в Google, возможность работы в Китае казалась более удачной возможностью.
«Для меня сразу же это стало чем-то вроде единственной в жизни возможностью, настоящей мечтой. Идея создания глобальной компании, которая может быть столь же значительной, как Google, от начала до конца», — говорит Барра. — «Это было просто тем, с чем я никогда не сталкивался, с командой, с которой я не знаком, с компанией, которая имеет ДНК, похожую на мою собственную и, вдобавок ко всему, я хотел жить в Азии, по крайней мере некоторое время».
Барра решил, что пришло время рассказать обо всём в Google, где как раз только что заменили Рубина Пичаи. «Я действительно хотел, чтобы это было открытое и прозрачное обсуждение в интересах всех участвующих сторон», вспоминает Барра. — «И для Xiaomi Google является самым важным партнером до сих пор».
Может быть для Google было даже более важно убедиться, что на китайском рынке есть сильные игроки Android, особенно после неудачи с HTC и ситуации вроде воинствующего «Дикого Запада» для мобильной операционной системы там.
Иметь такого инсайдера на ближайшее будущее, как Барра в Xiaomi, может быть не так уж и плохо.
«Это была интересная трехсторонняя связь», — расссказывает Хьюго. — «Но, я думаю, дело могло дойти до того, что если вы собираетесь потерять кого-то из команды, вы можете потерять и его друзей».
В любом случае, к тому времени Барра уже практически стоял в дверях, ожидая только презентации Nexus 7 и последнюю версию Android Kit Kat.
«Это другой уровень для меня, я не очень много знаю обо всем этом», — делится он. — «Поэтому теперь я должен научиться вести реальный бизнес, оперативно ставить его на ноги».
Это жесткий и высококонкурентный бизнес, созданный группой из восьми учредителей, каждый из которых все еще находится на ключевой позиции в компании. Это и Лин, и, конечно, популярный генеральный директор и звезда китайского предпринимательства Лей Джун.
Барра рассказал, что Джун фокусируется на трех частях мобильной экосистемы — аппаратные средства, программное обеспечение и услуги. Все это он называет «триатлон» и именно это является одним из ключевых составляющих успеха Xiaomi.
«Это компания, которая создает устройства так же, как и программное обеспечение», — говорит Барра. — «Речь идет о небольших группах, объединенных как лоскутное одеяло. И происходит постоянное повторение, повторение, повторение».
Джун предложил Барра думать об этом как о кунг-фу. «В кунг-фу, рассказал мне Лей, скорость определяет все. Таким образом, команда сосредоточится на создании самой высокой производительности, но как можно скорее», — говорит Барра.
До сих пор Xiaomi работала очень хорошо. Ей удалось продать семь миллионов устройств в прошлом году, а в этом году ожидаются продажи 20 миллионов устройств. Прогнозируемые доходы в 2013 году должны составить около 4 миллиардов долларов. В настоящее время компания оценивается в 10 миллиардов долларов.
Такое увеличение, конечно, означает, что есть необходимость в налаживании прочных контактов с поставщиками, чтобы получать необходимые детали, а также предлагать потребителям дифференциал.
Барра рассказал, что Xiaomi это делает в ряде направлений: предлагает пользователям так или иначе разрабатывать свои телефоны с помощью тем, отправляет дизайнеров и инженеров по всей стране, чтобы они видели, как телефоны используются их клиентами и внимательно выслушивали их отзывы.
«Определяющей характеристикой Xiaomi является то, что в ее ДНК заложен акцент на пользователей», — говорит он. — «Каждый вопрос, каждая часть обратной связи получает ответ. И значительное число новых функций было предложено именно клиентами».
Барра говорит, что целью является качественная продукция по низким ценам, а в будущем можно будет использовать надежную операционную систему Xiaomi как дверь в цифровую жизнь для пользователей.
«В том, что сегодня телефоны приносят очень низкую прибыль, вопрос не стоит. Они хотят дойти до того, что смогут продавать устройства по себестоимости, а затем продавать услуги с высокой рентабельностью, чтобы дать еще лучший опыт пользователям», — говорит Барра.
Это легче сказать, чем сделать, особенно в Xiaomi, когда компания планирует завоевание новых рынков. Несмотря на то, что он не захотел вдаваться в подробности о продуктах, которые должны первыми посетить зарубежные рынки, Барра заявил, что они будут сосредоточены на более быстро развивающихся проектах.
«Я думаю, что самые сладкие места для Xiaomi — это Индия, Россия, Индонезия, Латинская Америка, Таиланд», — говорит он. — «Это места, где уравнены качество и доступность. Это те рынки, где можно повторить то же самое, что компания сделала в Китае».
Тем не менее, известно, что Барра в Xiaomi должен обеспечить более быстрый выход на США и Европу.
Другими словами, надо победить большой мир и Барра берет это на себя.
«Стремление учредителей состоит в том, что Xiaomi должна стать глобальной компанией, которая расположена в Китае», — говорит он. — «Если я правильно буду делать свое дело, через несколько лет мир будет говорить о Xiaomi так же, как сегодня говорят о Google и Apple».
Но обо всем по порядку. Барра начинает исполнять обязанности в октябре, хотя он и появился на сцене с Джун во время запуска MI3 и Xiaomi TV на прошлой неделе в Пекине.
Он переедет для работы в столицу Китая в ближайшее время. Чтобы подготовиться, Барра начал изучать китайский язык, задача, которую он уже считает сложной. «Четыре тона довольно сложно выучить», — говорит он. — «Это будет проблемой».