Операционная система Android, определенно — лучшее, что когда-либо случалось в мире мобильных систем. Около 70% всех проданных в 2012 году устройств поставлялись именно с Android. Одна система для всех производителей, но различная для конечных пользователей, благодаря оболочкам Sense, TouchWiz, Emotion UI и десяткам других. Amazon пошли еще дальше — взяв за основу Android, они изменили его для Kindle до неузнаваемости, сделав фактически форком.
И это на руку Google. Благодаря открытости Android, система завоевала 3/4 рынка мобильных операционных систем. Но, памятуя о Kindle, это не всегда работает правильно. Воспользуемся Google Trends и попробуем определить, сколько людей знает о том, что их устройство работает, по сути, на Android.
[trend w=»800″ h=»380″ q=»kindle,+kindle android» geo="US"]
В среднем — менее 1%. В общем-то, для Amazon и пользователей Kindle это действительно неважно. Свой магазин приложений и контента исключает необходимость знания корней ОС. Однако для Google это большая потеря. Мы даже не будем говорить о том, что пользователи Kindle не являются пользователями сервисов Google, вырезанных хирургическим путем из основополагающего Android. Для Google все еще страшнее — пользователи не знают, что поисковый гигант внес огромный вклад в устройство и без него безусловно прекрасный Kindle был бы менее удобен и интересен. А ведь покупатели Kindle составляют 80% от всех покупателей электронных книг в США.
Но дальше все еще хуже.
Amazon сделала то, на что имела право. Раз уж исходный код Android открыт и лицензия позволяет его изменять — они не стали мешкать и воспользовались этим. Но они трудились. Они приложили немало усилий, чтобы сделать успешный продукт.
А вот Samsung представляет иную угрозу. Будучи самым успешным производителем и продавцом гаджетов в мире, они используют Android практически таким, каким его сделали в OHA, добавив лишь TouchWiz и несколько собственных приложений (впрочем, довольно неплохих). Но проблема заключается в том, что большинство пользователей, покупая устройства Samsung, видят рекламу самого устройства, его характеристик и иных составляющих. И только в самом нижнем углу коробки, мелким шрифтом, написано, что устройство работает на Android. Кроме того, Samsung постепенно запускает собственный маркет приложений, облачный музыкальный сервис и прочее.
Пользователи все еще знают, что такое Android, но все больше слова «Android» и «Galaxy» становятся синонимами одного и того же — устройств и сервисов Samsung.
[trend w=»800″ h=»380″ q=»+galaxy,+Android,+samsung,+samsung+galaxy» geo=»US»]
С другой стороны, эта опасность может привести и ко вполне приятным последствиям. Google завершил фазу №1 — Android завоевал рынок и вряд ли отдаст первое место кому-либо в ближайшее время. Пришло время перейти к фазе №2 — созданию флагмана Android.
Сегодня роль флагмана выполняют устройства Nexus. Но, вообще-то, изначально эти устройства были созданы для разработчиков. Обычный пользователь не должен был приобретать Nexus, отдавая предпочтения устройствам конкретного производителя: Samsung, HTC, Sony или, например, Huawei. Но произошло то, чего нельзя не признать — пользователи стали понимать ценность Android, а не производителя устройства. Главное — ОС и приложения, все остальное не столь важно. Если ОС обновляется, если внедряются новые функции и улучшается код — смартфон (или планшет) будет жить долго, оставаясь актуальным годами. Но если ОС не обновляется, то какое бы мощное железо не было установлено производителем, устройство устареет мгновенно.
Нельзя не признать этого на фоне iPhone, который обновляется и долго не устаревает, но при этом пользователи все равно стремятся приобрести новое устройство сразу после анонса. Так почему бы Google не пойти по пути Apple и не создать свой X-Phone? Постойте, кажется, работа уже ведется.
Новая цель Motorola — стать не просто еще одним производителем. Компания должна стать флагманом производителей, а ее устройства — флагманами Android. Пусть Nexus выпускает кто угодно, разработчики смогут приобрести дешевый и качественный аппарат для своих нужд. Но пользователь готов заплатить за флагман больше, чем разработчик, ведь ему нужны и ударопрочный корпус, и водонепроницаемость, и хорошая камера, и FM-радио, в конце-концов.
Нам остается надеяться, что Google все это понимает и сделает из X-Phone новый тип Android-устройств. Не просто хорошее устройство с ОС Android. А отличное устройство с отличной (читай, обновляющейся длительное время) ОС Android. Тогда рынок вновь всколыхнется и, как знать, может быть Samsung уже не останется первым номером.