[lightgrey_box]
Кейси Ньютон — журналист, работает в The Verge. Основным интересом является все то, что происходит в Силиконовой долине. Говоря о себе, в первую очередь заявляет, что очень высок.[/lightgrey_box]
Кто станет следующими руководителями крупнейшей платформы Google, после ухода Энди Рубина и Хьюго Барра?
Одна большая потеря в самой популярной в мире платформе для смартфонов следует за другой. Через пять месяцев после того, как основатель Android Энди Рубин оставил свое творение для работы над другими проектами Google, глава по управлению продуктами Android Хьюго Барра ушел, чтобы устроиться на работу в китайский апстарт по производству смартфонов Xiaomi. Одновременно с тем, что существуют четкие потенциальные выгоды для обеих сторон — иметь Барра в качества союзника внутри взрывного китайского рынка может оказаться чрезвычайно выгодным для Google — он также оставляет после себя пустоту в Android.
Извне Рубин и Барра были лицами Android. С Барра, регулярно появляющимся на сцене во время мероприятий, показывались и разъяснялись все изменения и новые возможности. Вместе с вице-президентом по разработкам Хироши Локхаймером, Рубин и Барра представляли собой наиболее влиятельные голоса в приведении решений относительно Android, они руководили быстрой эволюцией Android и в то же время тщательно выстраивали свой набор функциональности системы. «Энди, Хироши и Хьюго являлись триумвиратом Android», — говорит бывший сотрудник. — «Это были те самые парни, которые заставляли Android работать».
Сегодня Android возглавляет один из самых ярких руководителей компании Google Сундар Пичаи, в обязанности которого также входит группа мобильных операционных систем, Chrome и подразделение Google Apps, которыми он руководил ранее. В Google говорят, что Барра был сильнейшей частью руководства командой Android, которая по-прежнему работает. Основная цель операционной системы — стать вездесущим каналом для поставки услуг Google — остается неизменной. Но теперь, когда две больших звезды уже пошли дальше — как будет меняться Android и кто будет его менять?
The Verge поговорил с бывшими и нынешними сотрудниками Google, которые входили в состав команды Android, для того чтобы получить более четкое представление о нынешнем руководстве Android, команде и ее приоритетах. Остается неясным, как и кем Google заполнит место Барра. В интервью с теми, кто с ним работал, мы будем выяснять: что потерял Android от перехода Барра в Xiaomi и то, как поступит и что будет делать компания, чтобы заменить его.
Дружелюбное лицо
Барра был в Android супер-умным менеджером с талантом дизайнера и способностью к живым демонстрациям продуктов. Уроженец Бразилии, глубоко просвещенный в области мобильных технологий, он провел пять лет, работая над мобильным голосовым поиском и обменом сообщений в Nuance Communications. Он присоединился к Google в марте 2008 года в качестве главы мобильных продуктов и взял на себя управление продуктами Android два года спустя.
Группа Android имела такую репутацию, что пренебрежительно воспринимала любых посторонних людей, в том числе сотрудников Google, которые работали в других подразделениях. В некоторых случаях, вспоминают бывшие сотрудники, руководители Android даже не обращали внимания на их призывы. Какое-то время здание с кафетерием для сотрудников Android было закрыто для всех тех, кто в число Android-группы не входил. Бывшие коллеги отметили островное развитие культуры Android при Рубине, которого они характеризуют, с одной стороны, как дальновидного лидера, а с другой — как человека, который проявлял мало заинтересованности в возведении мостов для связи с внешним миром. Во времена Рубина, сотрудничество было во многом техническим делом: обмен кодом, документацией и еще немногим. Под «сотрудничеством» с Android подразумевалось создания приложения для чего-либо или, в редких случаях, работа с командой Android над API: например, Google Wallet Instant Buy, который был создан командой Wallet и выпущены во время пребывания на своем посту Рубина.
С другой стороны, был Барра, имеющий на редкость дружелюбное лицо в Android. Он был быстр на улыбку и легок в общении с посторонними. Кроме того, он овладел наиболее важным из корпоративных искусств — презентацией. «Он был тем парнем, к которому стоило идти, если вы хотели получить kick-ass демо (быструю демонстрацию, во время которой четко объясняется, как именно можно решить какой-либо вопрос или проблему при помощи конкретного продукта — прим. переводчика)», — рассказывает коллега из другого отдела. — «Особенно, если вы хотели увидеть демо с Android, потому что вы никогда бы не смогли ничего получить от Энди Рубина».
Барра также обладал сильнейшим продуктовым умом, рассказывают коллеги. Вокруг команды Android, рассказывает другой сотрудник, были очень распространены фразы вроде «Хьюго не очень понравится, что…» или «это не взлетит, потому что Хьюго на этот счет имеет твердое мнение…».
В то же время, Барра не работал в вакууме. «Вы должны помнить, что в Google очень много талантливых сотрудников», — говорит бывший сотрудник. — «У них есть очень много умных людей. Возможно, кто-то действительно великий уже ждет своего часа».
Талантливые сотрудники
С уходом Барра, в Google стали присматриваться к некоторым членам руководящего состава, которые могли бы двигать Android вперед. Как глава подразделения, Пичаи смог быстро начать продвижение и интеграцию операционной системы с остальными продуктами Google. Коллеги доверяют ему и помогают превратить Android из «короля», придуманного его создателем, в более открытую среду, что, в свою очередь, находит отражение во всеобщей похвале среди коллег и делает продукт умнее и доступнее. Коллеги говорят, что быть с Пичаи — означает сотрудничество, то есть быть лицом к лицу с коллегами и сосуществовать в более привлекательной социальной среде.
Пичаи работает над одними из самых важных и обширных продуктов Google, что поднимает вопрос о том, сколько внимания ежедневно он может уделять Android. Но все указывает на то, что с момента вступления в должность этой весной, Пичаи принимает активное участие в решении основных вопросов по операционной системе.
В подчинении Пичаи находится Хироши Локхаймер, давний исполнительный директор в команде Android, который лишь слегка шагнул в центр внимания наряду с Рубином и Барра. Локхаймер является вице-президентом по разработкам Android и был упомянут в прощальных письмах как Рубина, так и Барра. Рубин писал: «Хироши Локхаймер — которого многие из вас уже хорошо знают — плюс остальная часть команды руководства Android, будут тесно сотрудничать со всеми нашими партнерами для продвижения Android». Один бывший сотрудник сказал, что когда Пичаи пришел в Android, Локхаймер взял на себя более заметную роль в команде, часто отвечая на вопросы об Android на еженедельных внутренних Q&A сессиях компании.
Другой ключевой игрок, который остается в команде — Матиас Дуарте, директор по дизайну Android. Дуарте, который занимал аналогичную должность в Palm и создавал WebOS, взял на себя инициативу по дизайну Android в то время, когда он был в ужасной потребности к обновлению. Дуарте начал изменять дизайн с Android 4.0 Ice Cream Sandwich, делая упор на создание ОС, которая будет как современной, так и последовательной — хотя этот процесс еще во многом не завершен. Даурте и многие другие команды Google сотрудничали, создавая новый язык дизайна, который распространился по всей компании. Именно с его появлением связывают начало того, что называется Ренессанс Android. «У Android никогда не было руководящих принципов дизайна или руководства по стилю», — говорит один из интервьюируемых. — «Эти вещи были быстро достигнуты, когда появился Матиас».
Источники сообщают, что Матиас весьма влиятелен в Google и играет ключевую роль в разработке Chrome для Android, кроме прочего. Но несколько инсайдеров сказали, что скорее всего он останется на своем посту, ориентированным на дизайн.
Другим выдающимся членом Android является его технический директор Дейв Бёрк, который прославился глубоким знанием ответов на вопросы, касающихся программного обеспечения. Сотрудник, который его хорошо знает, называет Бёрка «массивной» частью команды и отмечает, что «он является главным менеджером инженерной платформы, которая является сердцем и душой Android». В прошлом году на Google I/O Бёрк вышел на сцену, чтобы поговорить о «Project Butter» — важном усилии команды для достижения скорости работы анимации в Android 60 кадров в секунду. Бёрк не так хорошо известен за пределами своего отдела и неясно, как его роль может измениться в соответствии с последними событиями. Но если Google рассчитывает на содействие инженеров и обычных людей, Бёрк способен в этом помочь.
Если Google захочет сделать более заметными другие персоны команды Android, у нее есть еще больший выбор. Другими ключевыми фигурами являются Джоанна Райт, хорошо зарекомендовавшая себя вице-президент по поиску и ассистентам, которые воплощены в Google Now; Джейми Розенберг, вице-президент по цифровому контенту, который ведет работу над Google Play. Одно имя, которое, кажется, не входит в этот список: Вик Гундотра, старший вице-президент, отвечающий за Google+. Некоторые источники сказали, что его не поставят главой команды Android.
Старые и новые проблемы
Список задач для следующего поколения лидеров Android длинный. Есть старые проблемы, такие как фрагментированная экосистема устройств под управлением различных версий программного обеспечения и текущие разочарования разработчиков, связанные с трудностями заставить клиентов Android платить за приложения в Google Play. Есть и новые, в их числе возможность портирования Android на новые категории устройств, в частности носимые или такие, которые можно подключить к телевизору. Таким продуктам нужен определенный менеджер, такой, который сможет и направлять их развитие, и объяснять роль готовой продукции основной глобальной аудитории. До настоящего времени это была роль, в которой преуспевал Барра. Теперь Google будет находиться под давлением, ища нового представителя бренда: кого-то, кому доверяет команда Android и которому так же комфортно на сцене.
Google владеет одними из самых ярких умов для создания следующей версии Android и, вполне возможно, новых устройств, на которых эта ОС будет представлена. Но вдруг, впервые за три года, Барра не будет одним из них. Рубин остается в Google, но работает тайно, а его преемник Пичаи работает над интеграцией царства Android в остальную часть компании. Главная задача Пичаи — убедиться, что оставшаяся команда сможет выполнить обещание и сохранит лидерство операционной системы. Решения, которые он принимает сейчас, могут формировать Android — и Google — на долгие годы.
Источник и изображения The Verge.