Google назвала следующую версию своей мобильной операционной системы Android KitKat. Эта новость вызвала немалое удивление, так как ранее предполагалось, что версия 4.4 будет называться Key Lime Pie.
Решение о связи наименования ПО с названием шоколада Nestle, казалось, следовало рассматривать как маркетинговый ход швейцарских продуктов питания и напитков. Тем не менее, представители Google рассказали BBC, что это им пришла в голову такая идея и что ни одна из сторон не платит другой.
«Это сделка не из разряда обмена денежными потоками между компаниями», рассказал в интервью BBC Джон Лагерлинг, директор по глобальному развитию Android. Вместо этого, по его словам, была идея сделать что-то «интересное и неожиданное».
Тем не менее, один из экспертов предупредил, что такой обмен брендами может содержать в себе потенциальную ловушку. «Если ваш бренд объединяется с другим, вы неизбежно будете ассоциироваться с ним, хорошо это или плохо», — говорит Саймон Майерс, партнер консультанционной компании Prophet. — «Если этот бренд или бизнес будет иметь какие-либо репутационные проблемы, что иногда случается, было бы наивно полагать, что вы, как владелец компании, ваше доброе имя, ваш бренд, не будете затронуты».
Nestle была подвергнута серьезной критике в прошлом за то, что неправильно представила сухое молоко для детей в развивающихся странах (из-за неправильного приготовления смесей увеличилась детская смертность). Кроме этого, недавно в кормах для собак была обнаружена сальмонелла, что вызвало панику в США.
Google также не обошлась без скандалов, в том числе из-за недавнего отчета правительства США, в котором предполагалось, что в Android доступно больше вредоносных программ, чем в любой другой мобильной ОС. При этом представители Google заявили, что на данный момент зарегистрировано более миллиарда активаций Android на смартфонах и других устройствах.
Холодные звонки
С 2009 года Google и ее партнеры, входящие в Open Handset Alliance, представляли каждую версию Android под кодовым названием каких-либо сладостей, следующих друг за другом по алфавиту. Предыдущие версии были названы Cupcake, Donut, Eclair, Froyo (сокращение от замороженного йогурта), Gingerbread, Honeycomb, Ice Cream Sandwich и Jelly Bean.
Хотя разработчики во внутренних документах называли предстоящий релиз Key Lime Pie (лаймовый пирог), Лагерлинг заявил, что в конце прошлого года команда решила выбрать название какого-либо шоколада. «Мы поняли, что очень немногие люди, на самом деле, знают вкус лаймового пирога», — поясняет он. — «Один из снеков, который всегда есть на нашей кухне во время ночного кодинга — KitKat. И кто-то сказал: «Эй, почему бы нам не назвать следующий релиз KitKat?». Мы даже не знали, какой компании принадлежит этот бренд, и подумали, что сделать это будет трудно. Но тогда мы все же задумались — а почему бы и нет? После всего этого было решено обратиться к ребятам из Nestle».
Лагерлинг рассказал, что он совершил «холодный звонок» в рекламное агенство Nestle Великобритании в конце ноября и предложил сотрудничать. На следующий день швейцарская фирма пригласила его принять участие в конференции. Nestle подтвердила факт сделки только через 24 часа.
«Если уж говорить совсем откровенно, мы уже в течение часа готовы были сказать: давайте сделаем это», — говорит Патрис Була, директор по маркетингу Nestle. Була также признал потенциальные риски — например, если ОС окажется нестабильна или особенно уязвима для вирусов. Это могло бы привести к побочному ущербу бренду KitKat. «Может быть, я буду уволен», — пошутил Патрис. — «При попытке использования нового способа коммуникации и профилирования бренда, вы всегда подвергаетесь более высокому риску, нежели делая что-то более традиционное. Вы можете 10 раз обойти вокруг бассейна, гадая холодная или теплая вода в нем. Чтобы узнать это — просто прыгните».
Секретная история
Руководители двух фирм встретились лицом к лицу на секретном мероприятии, состоявшемся на Mobile World Congress в Барселоне в феврале, чтобы согласовать все детали.
С целью содействия задачам альянса, Nestle планирует поставить более 50 миллионов шоколадных батончиков с изображением логотипа Android в магазины 19 рынков, в том числе России, Великобритании, США, Индии, Бразилии и Японии. Упаковка была подготовлена заранее, еще два месяца назад. Но, несмотря на масштабы операции, две фирмы сумели сохранить историю в секрете. «Ее конфиденциальность имеет первостепенное значение для стратегии Google», — признается Була. — «Не было абсолютно никаких утечек».
Команда Android также приняла меры для сохранения элемента неожиданности, о принятом решении знала только «тесная группа». «Мы продолжали использовать название Key Lime Pie даже когда общались с партнерами», — говорит Лагеринг. — «Если бы мы сказали «Релиз K, между прочим, секретный», то люди ломали бы головы, пытаясь понять, о чем идет речь и что мы готовим».
Большинство сотрудников Google узнали о новости только тогда, когда маскот Android был сделан в виде KitKat и представлен у кампуса в Маунтин Вью, Калифорния.
«Многие вещи, особенно в современной технологической отрасли, становятся достоянием общественности прежде, чем должны были официально», — делится Лагерлинг. — «Я думаю, это будет большим сюрпризом для многих людей, в том числе и сотрудников Google».
По материалам BBC News